К основному контенту

Общая психология #7. Развитие психики в онтогенезе.

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по психологии.
Сегодня мы поговорим о развитии психики в онтогенезе.

Онтогенез это процесс индивидуального развития организма, то есть это процесс жизни организма. И как вы понимаете, психика не останавливается в своем развитии, с момента рождения человека, она продолжает изменяться и трансформироваться. Изучением этих изменений занимаются основном в возрастной психологии, где создаются различные возрастные периодизации развития. Сегодня же мы разберем периодизацию данную отечественным ученым, Алексеем Николаевичем Леонтьевым.


Первая стадия в его концепции это стадия новорожденного до 2 месяцев. Ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств и движения, однако миелинизация частей мозга, ответственная за чувства и движения, еще только начинается. Образ жизни маленького ребенка мало чем отличается от его образа жизни во внутриутробном периоде. В состоянии покоя он сохраняет эмбриональную позу, сон занимает четыре пятых времени, активность ребенка сосредоточено лишь на удовлетворение своих основных потребностей, а ручные, переместительные движения и вовсе отсутствуют.
В возрасте трех-четырех недель появляется реакция оживления в присутствии взрослого, то есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.
Далее наступает ранний младенческий возраст от двух до шести месяцев. Ребенок начинает оперировать предметами, у него формируются восприятие. Особенно активно ребенок оперирует с предметами в возрасте пяти-шести месяцев с одновременно фиксированием взгляда.
Далее идет поздний младенческий возраст от 6 до 12 месяцев. Происходит развитие диапазона движения у ребенка, что является предпосылкой для восприятия большего объема информации. Деятельности ребенка уже управляется не восприятием предмета, а соотношением его действия с действиями взрослого, взрослый подготавливает действие ребенка, который тот уже выполняет сам. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного предметного контакта у ребенка также начинает формироваться речь. Ребенок также начинает осознанно подражать взрослым. Это в свою очередь обеспечивает появление специфически человеческих операций с предметами.
От 1 до 3 лет наступает предшкольный возраст.


Ребенок овладевает человеческим отношением к окружающему его миру и предметам.
Причем познания предметов осуществляется через подражание взрослому. Владение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны, это овладение простейшими навыками, такими как владение ложкой, чашкой, с другой стороны, это манипулирование предметами в процессе игры. Появление игры знаменует новую стадию в развитии психики ребенка. Он уже познает мир не только во взаимодействии со взрослыми, но и самостоятельно. На этой основе ребенок овладевает словами, которые выступает прежде всего как обозначение предмета с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще выполнять функцию общения. Однако отличительной особенностью игр в данном возрасте является отсутствие воображаемой ситуации, то есть ребенок просто подражает действиям взрослых, не наполняя их каким-либо смыслом, но при этом происходит интенсивное формирование мыслительных функций.
Далее наступает дошкольный возраст от 3 до 7 лет. Здесь главным противоречием является стремление к владению миром предметов и ограниченностью собственных возможностей.
В этом возрасте ребенок стремится делать не то что может, а то что слышит и видит.
Это противоречие разрешается сюжетной игре, а источником игр является впечатление ребенка. В процессе ролевой игры происходит развитие творческих способностей и воображения, а также произвольного управления собственным телом и функциями.
Ролевые игры также способствуют развитию речи, запоминания и других психических особенностей. На этой же стадии закладываются черты характера.
Далее идет младший школьный возраст, от 7 до 12 лет.
Теперь систему отношения ребенка определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и со сверстниками. Кроме этого у ребенка появляется обязанности перед обществом. Лишь теперь учебу предстают как самостоятельную деятельность, а школа предъявляет серьезные требования к вниманию, концентрации ребенка, что и служит поводом для развития произвольного внимания. Точно также возрастает и продуктивность памяти, однако она в первое время, все-таки, сохраняет именно конкретные образный характер, то есть ребенок может запомнить даже тот текст, который не требуется учить наизусть. Особенно интенсивно развивается и мышление, оно становится связанным последовательным и логическим. Особенно бурно происходит развитие речи, что связано конечно с овладением письмом. В процессе обучения у ребенка происходит и развития личности. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие люди объединены определенной целью и при этом на них наложены определенные обязанности и ответственность. Он впервые сталкивается с понятием коллектив и коллективная ответственность. Здесь же происходит разделение деятельности на мужскую и женскую. Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки женской.
Далее идет подростковый возраст от 13 до 18 лет.


Здесь ребенок все больше включается в жизнь общества, происходит завершение половой идентификации ребенка. Стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности и высказывать мысли о своем будущем. Происходит и дальнейшее развитие познавательных процессов и формирования личности, интересы ребенка становятся более стойкими и дифференцированными. На формирование личности в этот период оказывает значение и половое созревание.
Ну и далее идет акмеологический период от 18 до 60 лет. В этот период завершается соматическая и половое созревание человека, которое достигает в этом возрасте своего физического оптимума. Этот период характеризуется более высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. И наконец, человек подходит к позднему периоду своей жизни, которая начинается уже со 55-60 лет и называется он период геронтонгенеза. В целом этот период характеризуется физическим угасанием и снижением активности организма. При этом снижается и психические возможности, таких как мышления, внимание, память. Однако на течение данного периода сильно влияют особенности самого человека. Здесь крайне важна роль социального статуса и включение в социальную систему взаимодействия. Особое значение в противостоянии психическому угасанию имеет творчество.
Таким образом мы разобрали с вами этапы развития психики по Леонтьеву.
А на этом все, спасибо за ваше внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.