К основному контенту

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет.
Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии.
Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.


Мы уже с вами разобрали несколько метафор, которые рассматривают под тем или иным углом психику человека, информационную, компьютерную и сетевые метафоры.
Различные модели в рамках этих групп имеет свои достоинства перед друг другом, но у всех у них есть один общий недостаток.
А недостаток этих моделей в том, что ни одна из них не объясняет наличие сознания, не объясняет наличие субъекта, который бы наблюдал все эти
самые процессы переработки информации о которых говорится в этих метафорах.
В связи с этой проблемой, в конце 70-80-х годов, многие исследователи обратили свое внимание на роль в управлении психическими процессами таких
психических структур как метакогниции.


Тогда и был введен термин метакогнитивных процессов.
Метакогнитивные процессы это знание второго порядка, то есть знания о собственной познавательной деятельности и умение управлять ею. По сути такие процессы могут быть определены просто как мышление о мышлении. И если содержанием обычного познания являются знания о объектах внешнего и внутреннего мира, то содержанием метапознания является знание о самопознании. Если функция познания подразумевает деятельность по решению задач, то функция метапознания подразумевает регуляцию деятельности по решению задач. Сюда может относиться осознанное усиление концентрации или осознанное применение памяти и другие способы. По большому счету, если не вдаваться в детали, метапознание служит во многом аналогом рефлексии, то есть опять же, нашей способности наблюдать за самим собой. Процессы же метапознания стали включаться в классические блочные сетевые модели, а в качестве примера приведу вам несколько подобных построений.
Во-первых, обсудим модель метапознания Флейвелла.


В своей классической статье он делает попытку разделить компоненты метапознания, выделяя при этом компоненты регуляции и моделирования.
Таким образом, его модель включает в себя несколько элементов.
Во-первых, метакогнитивное знание, это межличное знание о своих способностях по сравнению с другими людьми, например, если я говорю что я лучше Иванова в арифметике, то это можно отнести к метакогнитивным знаниям. Сюда также относятся суждения, убеждения о том, какие факторы влияют на успешность познавательной деятельности. И отсюда выделяются три сферы, связанные с этими факторами, личностная, целеполагающая и стратегическая. В личностную сферу входит понятие о себе и о других людях как о мыслящих существах, в целеполагающую сферу входит знание о возможностях и требованиях познавательной задачи в данную единицу времени, в стратегической сфере содержатся знания о наиболее эффективных стратегиях выполнения данной когнитивной задач. Метакогнитивное и когнитивное знание не имеют принципиальных различий по форме и качеству. Таким образом, метакогнитивное знание также может быть неосознанным и автоматическим, а может быть и осознанным, и это мы назовем это метакогнитивным опытом. Следующий пункт это есть метакогнитивный опыт. Он представляет из себя эмоциональный или когнитивный опыт, который сопровождает познавательную деятельность.Сюда можно отнести любые удачные или неудачные попытки познавательной деятельности, которые сопровождаются различными чувствами, например фрустрации или замешательство. Когнитивной цели или задачи соответствует реальной ситуации познавательной деятельности, например, таким как прочтение текста и понимание прочитанного текста. Подобная задача ведет к приобретению метакогнитивного опыта его использования. Наконец, когнитивные действия и стратегия включает себя действие по выполнению когнитивных задач.
Далее идет модель метапознания Брауна.


Браун разделила метапознание на две широкие категории.
Это во-первых, знания о познании, куда включается сознательная рефлексия о когнитивных действиях и способностях, и регуляция познания, то есть совокупность деятельности по регуляции процесса познания в процессе обучения и решения проблемы. Согласно Браун две эти формы метапознания тесно связаны. Знание о познании соответствует устойчивость, поддающиеся определению, часто не совсем адекватной и недавно приобретенной информации человека о своих собственных когнитивных способностях и навыков. Такая информация предполагает способность человека как бы со стороны смотреть на свои когнитивные процессы и рефлексировать над ними. Регуляция познания состоит из активности по регуляции и наблюдению за обучением. Эти процессы включают в себя планирование активности, мониторинг активности и проверку результатов. Это предполагает, что подобные активности сравнительно неустойчивы, не поддаются, в основном, определению, и меньше зависит от возраста испытуемого, чем от текущей задачи. Кроме того Браун вводит термин автопилотируемое состояние. Это понятие объясняет, почему часто используемые метакогнитивные процессы становятся в какой-то момент автоматическими. И оно также объясняет, почему успешные люди часто применяющие те или иные стратегии, не могут эти стратегии описать.
Наконец, третья модель метапознания, это иерархическая модель Тобиаса и Эверсона.


Для этих авторов метапознание представляет собой комплекс умений и навыков. Причем навык мониторинга знаний является предпосылкой для всех других. Мониторинг знаний предполагает способность человека знать о том, что он знает, и что не знает, поэтому люди, которые знают что они уже выучили, чего еще не выучили, обладают важным методом метакогнитивным преимуществом. Такие люди будут быстрее обучаться и осваивать новый опыт. А это был небольшой обзор метакогнитивных моделей. Подобные модели делают большой шаг вперед, в плане определения того, что делает человека человеком, то есть определение функционирования его сознания.
На этом все, спасибо за ваше внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.