К основному контенту

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет!
Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии.
И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Основателем информационный метафора в когнитивной психологии можно считать Ульрика Найссера, а книга Найссера, «Когнитивная психология» изданная в 1961 году и стала началом этого направления.


В ней Найссер определяет познание как к активность направленную на приобретение, организацию и использование информации. При этом усвоенная ранее информации определяет что будет воспринято впоследующем, то есть при восприятии каждой новой ситуации мы будем опираться на прошлый опыт. А происходит это посредством схем, которые участвуют в восприятии, подготавливая индивида к восприятию информации того или иного вида.


Когнитивная схема понимается как структура предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации.


Она позволяет ассимилировать информацию поступающей из окружающей среды, по сути отделяя её на то что известно, и на то, что неизвестно. Она является модальной и обобщенной, поэтому позволяет ассимилировать любую информацию информацию любой модальности. Схему можно характеризовать несколькими особенностями. Во-первых, схема это внутренняя структура по отношению к воспринимающему. Если вы помните нашу лекцию по нативизм и эмпиризм, то здесь вы уже должны понять что это как раз таки отсылка к нативизму, то есть процесс восприятия определяется изнутри человека, а не просто под влиянием сенсорной стимуляции. Для схемы характерны процессы ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция это изменение схемы под влиянием нового опыта, а аккомодация это изменение по сути опыта его восприятия под влиянием схемы. Ну и в качестве примера, чтобы не быть голословным, можно привести установки человека. Например, если у какой-то девушки есть убеждение что все мужики козлы, то при встрече с каждым новым мужчиной она будет считать что тот козёл, и это процесс аккомодации, то есть примерения схемы на ситуацию, но, если в какой-то момент мужчина докажет что он хороший, то схема или убеждения девушки может измениться на не все мужики козлы, и это будет считаться процессом ассимиляции, то есть изменение схемы под влиянием ситуации.
Ну и третий пункт, это то, что каждая схема вложена в более широкую схему. Так, человек рождается с совершенно небольшим набором схем, которые затем разрастаются и ветвятся словно ветки деревьев. А подробно тем, как происходит подобное развитие, дифференцировка схем, занимался Жан Пиаже, представитель психологии развития.Таким образом, можно заключить, что индивид воспринимает целостные сцены жизни. Эти сцены распознаются и хранятся в памяти, а при необходимости применяются к ситуации и к регуляции поведения.
Как вы уже могли понять, существует некоторое сходство между понятием схема и понятие восприятия. Сопоставляя схему и восприятие, автор водит понятие перцептивного цикла, где схема является лишь одним из этапов этого цикла, а само восприятие собственно является самим этим циклом. Схематическое изображение данного цикла вы можете видеть на слайде.
В этом цикле схема направляет нашу исследовательскую активность, выбирая объекты исследую его определенной чувственной особенности, а затем сама меняясь под влияением новой информации. Найссер подчеркивал относительную независимость схемы и цикла.
Одинаковой схемы могут реализоваться в различных циклах, в то время как один и тот же цикл может использовать разные схемы. Проще говоря, одну и ту же ситуацию мы можем интерпретировать по-разному, в зависимости от каких-то сторонних факторов. Стоит также отметить что в данной теории восприятие понимается не как последовательность определенных этапов, а как постоянный процесс анализа и синтеза информации, которая реализуется с помощью различных схем, которые функционируют одновременно на разных уровнях. Ведь заметьте, мы воспринимаем объекты и события, а не просто какие-то отдельные сенсорные сигналы, а это означает, что при поступлении сенсорной информации на наши органы чувств в нас запускаются различные схемы, которые функционируют на разных уровнях. Именно поэтому наш перцептивный образ имеет детали, но при этом он имеет еще и значение и эмоциональный окрас.
Таким образом, познания в теории Ульрика Найссера рассматривается как непрерывный активный процесс взаимодействия человека со средой. Этот процесс всегда актуален и опирается на прежний опыт, в основе которого и зарождается предвосхищающая схема.
Интересно и то, что и когнитивные схемы и операции, которые проделывает индивид с информацией не осознаются самим индивидом. Следовательно, такие сущности стоит относить либо к бессознательному, либо вообще выносить за пределы психологии. Однако когнитивные психологи уже давно убедились что различные наши когнитивные процессы протекают на двух уровнях, на сознательном и бессознательном.
На основе теории перцептивного цикла в 75-м году Минский излагает свою теорию фреймов.


Это представление о том, что психической единицы информации хранящейся в долговременной памяти и регулирующие наше поведение, является целостной сцена жизни, то есть фрейм. Фрейм это единица представление знаний, запечатленная в прошлом, которая может измениться под влиянием восприятия новой ситуации.
При этом фрейм имеет несколько уровней. На верхнем уровне представлена базовая, обобщенная информация о состоянии объекта, а на нижних его конкретные особенности.
Каждый из таких слотов имеет свое условие, которое должно выполняться для установления связи между значениями. То есть, если в букве «А» не будет палочки посередине это условие не будет выполнено и мы определим как букву «Л». Несколько фреймов образует фреймовую систему и объект может быть проанализирован несколькими фреймами входящими в подобную систему. Например фрейм может характеризовать вид объекта при различных позициях наблюдателя, и как я уже сказал, каждый фрейс представляет
из себя определенную структуру знания от абстрактного к конкретному, но даже в случае когда конкретные знания об объекте отсутствуют, определенные фреймы все равно могут быть использованы, так как некоторые фреймы нижнего уровня имеют значение использования по умолчанию.


Актуализированный в новой ситуации не совсем адекватный фрейм будет постепенно модифицирован и изменен для большей адаптации к ситуации под влиянием переработки информации. Если же мы актуализировали фрейм, который совсем к ситуации не подходит, то будет просто напросто актуализирован иной фрейм. Процесс же приобретение и преобразования знания описывается как процесс дополнения существующих фреймов.
А мы с вами рассмотрели информационную метафору психики человека, где психическая деятельность рассматривается как процесс принятия, переработки и выдачи информации. Задача же данного подхода как раз таки описать какие операции выполняют наша психика при работе с данной информацией.
На этом все, спасибо за ваше внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.