К основному контенту

Общая психология #6. Развитие психики в филогенезе.

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по психологии.
И сегодня мы узнаем как психика развивается в филогенезе.


Психика человека как вы понимаете сформировалась не сразу, а является результатом смены многих поколений существ. Этот процесс, то есть процесс развития всего живого, называется филогенез. И сегодня мы узнаем как в процессе филогенеза и развивалась психика, а для этого мы будем опираться на взгляды Леонтьева.
Так он выделяет три основные стадии развития психики в филогенезе. Первая стадия это появление психики как таковой, но как же нам понять что психика все-таки появилась.
Для выделения психики Леонтьев входят два понятия.


Во-первых, раздражимость, то есть способность реагировать на биотические стимулы.
Биотические стимулы - это те стимулы, которые прямо и непосредственно участвуют в метаболизме организма. Сюда можно отнести, например, корни растений которые впитывают влагу из почвы. Раздражимость это допсихический этап развития психики, то есть это еще не относится к психике.
Появление же психики связывается с другим свойством, с чувствительностью.


Чувствительность это способность организма отражать биологически нейтральные, но связанные с биологическими раздражителями. Появление элементарной чувствительности и называется первым этапом в развитии психики в филогенезе. Отличительной особенностью этого этапа является отражение отдельных свойств, а не всего объектов в целом. На данной стадии животное реагируют лишь на отдельные свойства объектов, а его поведение определяется инстинктами. Инстинкт это врожденные, неизменяемые формы поведения характерные для всего вида в целом. Инстинкт также понимается как врожденная последовательность, как алгоритм реагирования на строго определенный стимул. Инстинкты также обладают рядом особенностей. Они обеспечивают целесообразность поведения, которая однако сохраняется лишь в тех ситуациях, которые сами по себе не меняются, то есть нет необходимости менять собственного поведения. Инстинкт - это автоматизм, который может действовать там и тогда, где он уже не нужен. Инстинкт всегда одинаков в своем проявлении. Инстинкт это в принципе сложная программа действий, в основе которой, однако, лежат элементарные механизмы.
Вторая стадия развития психики в филогенезе это стадия перцептивной психики.


Она характеризуется способностью у животных целостного восприятия мира и одновременному реагированию на несколько стимулов. Так например для собаки, пишет Леонтьев, одинаковый смысл имеет и запах волка, и его следы, и его силуэт, то есть волк воспринимается собакой целостно, в совокупности его свойств. Здесь, наряду с инстинктами, появляются навыки, то есть индивидуально приобретенные формы поведения. Таким образом, особую роль здесь уже играет условно-рефлекторное поведение. Условные рефлексы возникают если мы связываем какой-то индифферентный раздражитель с биологически значимыми раздражителем. В результате индифферентный раздражитель сам по себе начинает вызывать определенную реакцию, то есть если мы будем звонить в колокольчик при предъявлении еды собаке, то вскоре у собаки начнет течь слюна просто на один колокольчик, без еды.
Третья стадия это стадия интеллектуальной психики.


Она характеризуется наличием способности у животного отражать межпредметные связи и ситуацию в целом, а также прогнозировать будущие события. В результате животное способно обходить препятствия и изобретать новые способы решения. Оно начинает справляться с двухфазными задачами, где на первой фазе необходимо подготовительный этап и только на втором происходит решение задачи. Так, например, обезьянке дается коробка и палка, и чтобы достать банан нужно не только тыкнуть палкой, но и встать на коробку, взять палку и тыкнуть в банан, чтобы он упал. Это один из примеров двухфазной задачи. Хотя животные способны на интеллектуальное поведение, но оно действует только в рамках биологической потребности и только в рамках наглядной ситуации. То есть если та же обезьяна перестанет видеть перед собой либо ящик, либо палку, либо банан, она просто не решит задачу. Интеллектуальное поведение является высшей формой поведения животных, основу которой составляет отражение межпредметных связей. В этом случае могут отсутствовать пробы, а решением переноситься на разные ситуации. Проявлением же интеллектуального поведения является инсайт. Инсайт это внезапное понимание существенных отношений и связей в ситуации, с помощью чего и достигается решение задачи. Эта стадия является последним в развитии психики животных. За ней же идет этап появления сознания, но он доступен уже только человеку.


Подробный этап возникновения сознания описывается в концепциях Выготского и Пиаже.
Сейчас же скажем что же такое высшие психические функции характерные для человека.
Высшие психические функции это сложный психические процессы, формирующиеся прижизненно, являющийся социальными по происхождению, опосредованные по своему психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления, то есть высшие психические функции характеризуются опосредованностью, социальностью и произвольностью. Высшие психические функции, то есть сознание, появляется человека тогда, когда ребенок овладевает внешними знаками средствами. Такие знаки стимулы создается в культуре человека, в виде письма или речи, в какой-то момент эти стимулы знаки переносятся во внутренний план. Этот процесс называется интериоризацией, то есть человеку уже не обязательно говорить слово вслух, он может просто произнести его про себя и это будет его мыслью. Это и создает основу для произвольной регуляции собственного поведения, которая уже может не обязательно опираться на чисто биологические потребности.


Таким образом, Леонтьев говорит о двух критериях психического: это раздражимость, которая не является критерием наличием психики, которая создает то, что организм реагирует на биологически значимые раздражители;
и чувствительность, которая позволяет организму реагировать и на нейтральные раздражители. В развитии психики в филогенезе, выделяется три этапа. Стадии элементарной чувствительности характеризуется восприятием лишь отдельных свойств явлений и объектов, и инстинктивным поведением. Для стадии перцептивной психики характерно целостное восприятие ситуации, а поведение основывается на условно-рефлекторной принципе.
Наконец, на стадии интеллектуальной психики, где мы воспринимаем не только саму ситуацию, но и абстрактный связи между объектами и явлениями, а реагируем на основе инсайта.
На этом я прощаюсь с вами, спасибо за ваше внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.