К основному контенту

Общая психология #11. Самооценка и факторы её формирования.

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по общей психологии.
И сегодня мы поговорим о самооценки личности.


Самооценка является одним из важнейших компонентов «Я»-концепции и самосознания человека.


Самооценка это ценность, которая приписывается индивидом самому себе или своим отдельным качествам.
Как вы понимаете, любая оценка это сравнение с каким-то эталоном, с чем-либо или с кем-либо.
Самооценка же в данном случае выступает как сравнение себя и своих поступков с другими людьми и с их поступками.
И такое сравнение может быть адекватным и неадекватным.
Таким образом, самооценка может быть 3 разных вариаций.


Во-первых, она может быть неадекватно заниженной, такая самооценка ведет к развитию комплекса неполноценности и неуверенности в себе, она приводит к безразличию, тревожности, самообвинению. Адекватная самооценка это второй тип, и именно она обеспечивает хорошее самочувствие личности и наиболее эффективно и вовлечение её в систему социальных связей. Неадекватно завышенная самооценка заставляет человека преувеличивать свое значение в различных ситуациях, что скорее всего приведет конфликту и к нарушению социальных связей. Бернс выделяет три фактора формирования самооценки.


Первый фактор, это сопоставление реального и идеального «Я»-образа.
«Я» реальное, это текущее представление индивида о самом себе, то есть то, каким индивид себя сейчас видит. «Я» идеальное, это идеальное представление о себе, то, каким индивид хочет быть или то, каким он должен быть, как он сам считает. «Я» идеальное выполняет мотивирующую функцию, то есть она помогать человеку стремиться к чему-то достигать каких то целей и при этом соответствовать определенным моральным требованиям и нормам. Чем меньше разрыв между реальным представлением о себе и идеальном, тем выше самооценка личности. И обычный человек всегда стремится сократить этот разрыв. Однако, иногда человек предъявляет к себе слишком завышенные требования, либо требования, которые не соответствует его потребностям, и такой случай может вести к неврозу.


Такой фактор самооценки связан с тем, как человека оценивают другие. Например, если родитель постоянно говорит ребенку что он глупый, то ребенок постепенно интроецирует эту норму и действительно будет считать себя глупым. Ребенок также может воспринимать самооценку путем моделирования, то есть например, также как к себе относятся его родители, также будет к себе относиться и он сам. Наконец, такой человек может просто оценивать реакцию других людей, если люди как-то реагирует не так, на человека, то и самооценка человека будет меняться. Подобные оценки других людей и в основном родителей, часто и формируют идеальный «Я»-образ.


Наконец в-третьих, на самооценку личности влияют реальные достижения, то есть чем значительней достижения человека в той или иной области, тем выше его самооценка.
Здесь же проявляется и регулирующие функции самооценки, которая функционирует на основе уровня притязаний. Уровень притязаний, это уровень сложности достижимости цели на которую претендует человек, например одна девушка верит что она может понравиться
классному парню, а вторая верит только в то, что она может понравиться ну не очень классному парню, и каждый из них ведет себя по разному. Соответственно, у двух этих девушек разный уровень притязаний, и вероятно даже при вполне одинаковых возможностях.
Аткинсон делит людей по уровня притязаний на два типа. Одни стремятся избежать неудач, и поэтому выбирают задачи максимально легкие, а другие стремятся к успеху, поэтому выбирать наиболее сложные задания. В зависимости от достижения того или иного уровня притязаний формируется самооценка личности, что Джеймс выразил формулой, где самооценка равна успеху поделенному на уровень притязаний. В случае успеха уровень притязаний становится выше, а в случае неудачи занижается и уровень притязаний. Из этого вытекают два основных способа поддержки самооценки, это либо достижение больших успехов, либо снижение уровня притязаний.


Таким образом, мы узнали что самооценка это важнейший эмоциональный компонент в структуре «Я»-концепции, которая предполагает, оценку человеком себя и своих собственных качеств. Самооценка формируется на основе трех составляющих, мнения других людей, уровня реальных достижений, притязаний и соотношения «Я» реального «Я» идеального.
При этом самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной, что влияет на реальное поведение.
А на этом все, спасибо за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.