К основному контенту

Когнитивная психология #7

Всем привет. Мы продолжаем курс
Сегодня мы в рамках обзора когнитивной психологии компьютерную метафору человеческой психики.

Появление компьютерной метафоры является заслугой Герберта Саймона и Аллена Ньюэлла. В 1955 году они изобрели думающую машину.


Вскоре после этого, компьютер Саймона и Ньюэлла смог доказать математическую теорему. Но для психологии важнее было не это, а то концептуальное отношение, которое принесло это открытие. Саймон и Ньюэлл показали, что компьютер мог построить модель того, как человек мыслит. И такая идея воодушевила психологов, родилась метафора.


Логика данной метафоры была такова: дайте мне дюжину мощных компьютеров и я воспроизведу вам мышление адвоката, продавца и кого угодно еще. Если развить эту метафору, то компьютеры, казалось бы, могли бы выполнять действия, которые были бы разумными. В связи с этим родился термин «искусственный интеллект». Этот подход позволял психологам описывать правила и процедуры, которым мы следуем при процессах переработки информации. В то же время it-шники могли писать программы, которые имитировали человеческую психику. Мозг человека при этом рассматривался как аналог компьютерного железа. Так он имеет подсистему входов, то есть периферию анализаторов (наших органов чувств), центральный процессор, то есть наше мышление и память и подсистему выходов, то есть наши эффекторы (двигательные органы). Вся же система действует по принципу обратной связи, если задача решена корректно, то и активность прекращается.


Именно механизм обратной связи и был взят за основу психологами. Стоит сказать, что решающую роль здесь играли и работы отечественных психологов. Особенно Петра Анохина и Николая Бернштейна. Они в своих работах указывали на роль обратной связи в регуляции действий и движений. Человек рассматривался здесь как целенаправленная система, которая изначально формирует образ результата. Если цель достигается, то организм прекращает активность, если же не достигается, то есть организм получает негативную обратную связь, то он как-то корректирует свои действия. А эта точка зрения уже крайне далека от бихевиористских воззрений, о чем вы, в свою очередь, уже наверно догадались. Таким образом, психика, в рамках компьютерной метафоры, принималась как система управлений деятельностью, на основе отражения действительности, переработке отраженной информации, выработке ответных реакций и обратной связи. Отсюда возникла традиция рассматривать психику как систему блоков последовательной обработки информации. Именно поэтому в учебниках по когнитивной психологии вы можете увидеть огромное количество блочных схем, в которых невозможно разобраться.
В целом, можно выделить три подхода к блочному описанию психики.
Первый подход линейный, он наиболее традиционный.


Он предполагает, что психикой является система блоков последовательно передающих и обрабатывающих информацию, где материал, поступающий из предыдущего блока является сырьем для следующего блока. Наиболее ярко этот подход представлен в работе Линдсея и Нормана. Так, по мнению этих авторов, процессы восприятия проходят в два этапа. На первом этапе создается аморфный образ, на основе выделения свойств из физической среды, на втором происходит распознавание образа путем отнесения к той или иной категории. Причем на каждом этапе переработки взаимодействуют два потока информации, идущий от входа к центру и от центра к входам. Подобных схем было построено довольно много, однако все они вызывают один наиболее важный вопрос, кто же управляет данным процессом и наблюдает за ним?
Поэтому второй подход предполагает включение в линейную, последовательную модель обработки информации, надстройки, управляющего звена.


Компьютерный аналог данного блока управляющий процессор. Именно он осуществляет регуляцию процесса переработки информации, а также принятие решений на основе имеющихся альтернатив. Включение такого управляющего звена потребовало новых исследований в области принятия решений, формировании альтернатив, формировании критериев, и так далее.
Наконец третий подход следовало бы обозначить как структурно-уровневый.


Здесь психика рассматривается как система уровней, сложившихся на разных этапах человеческого развития. Каждому этапу развития соответствует уровень, а уровню новая структура. Последующий этап развития психики регулирует действия предыдущего, а предыдущий поставляет сырье для последующего. Структура высшего уровня интегрирует в себе структуры низших уровней регуляции, чем и обеспечивает интегративную регуляцию деятельности человека. Похожую модель вы можете видеть у Бернштейна в его регуляции действий.
Однако, несмотря на такое разнообразие всяких красивых моделей, оказалось что компьютеры выполняют ряд задач намного лучше, чем человек, например, математические задачи. В то же время человек может выполнять задачи которые компьютеры вообще недоступны, например эмоции. Здесь психологи поняли, что с помощью блочных схем они описывают лишь структуру нервной системы, а не структуру психики. Однако исследования в этой области продолжаются, и новые поколения специалистов работают над созданием компьютера, который полностью имитирует человеческую психику. А сложность, неоднозначность, процессуальность и  нерасчлененность психических функций привели к тому, что психологи решили рассматривать не железо компьютера, как метафору, а софт. Таким образом, появилась информационная метафора. Начало же этого подхода можно найти у Дж. Миллера и У. Нейссера, которые собственно и являются основателями когнитивной психологии и о которых мы будем говорить в следующий раз!
А на этом всё, спасибо за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.