К основному контенту

Когнитивная психология #6

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по когнитивной психологии и сегодня мы обсудим с вами факторов возникновения когнитивной революции.



Прошлый раз мы с вами говорили о том, что бихевиоризм все таки не смог удовлетворить всех нужд психологов, да и просто людей, их практической деятельности.


Это привело к возникновению когнитивной психологии которая сформировалась где-то в 50-70-х годах. Среди важнейших факторов обусловливающих эту когнитивную революцию можно выделить следующие.
Во-первых, это как раз таки неудачи бихевиоризма. Так на возникновение когнитивной психологии оказало огромное влияние исследования эффективности людей, проводившейся во время второй мировой войны. Здесь были необходимы данные о том как обучить солдат работать со сложной техникой или устранить различные проблемы с их вниманием, а бихевиоризм не мог дать никакого ответа на эти вопросы. Да и в целом бихевиоризму не удавалось объяснить все разнообразие человеческого поведения. Стало очевидно, что такие психические процессы как мышление, воображение, память, действительно существуют и требуют исследования.
Второй фактор когнитивной революции - это возникновения теории связи. Саму эту теорию я обсуждать не буду, так как это математическая теория. Но дело в том что, эта теория привела к существенному прорыву в кибернетике и в теории информации, а две эти области крайне существенны для когнитивной психологии. Конечно, существенный скорее в концептуальном плане, в плане описание концепции и модели того как функционирует психика человека.
Еще одной сферой оказавшей влияние на когнитивную психологию является лингвистика.
Так, в 50-х годах, Ноам Хомский разрабатывает свой подход к анализу структуры языка.
Его исследования показали, что язык это намного более сложная штука, чем считалось ранее.
Опять же, многие бихевиористских концепций не могли объяснить этой сложности.
Еще одной сферой повлиявшей на когнитивную психологию стала когнитивное развитие.
Специалисты занимающиеся психологией развития обнаружили определенное последовательное разворачивание способности человека в процессе взросления.
Известнейшим психологом здесь стал Жан Пиаже. Он описал процесс формирования у детей различных понятий от младенчества до юности. При этом его взгляд на многом базируется на понятиях философского нативизма, о котором мы с вами говорили ранее.
Далее идет изучение памяти. Здесь стоит упомянуть один из экспериментов, которые заложил основы для когнитивной психологии. Так в 1932 году Фредерик Бартлетт публикует свою книгу «Запоминания», в которой он отвергает точку зрения о том, что можно изучать память с помощью бессмысленных слогов, как тогда было принято. Бартлетт заставлял испытуемых прочитать рассказ, а затем пересказать прочитанное как можно подробнее. При этом обнаружилось, что важным аспектом воспроизведения было отношение человека к прочитанному. По Бартлетту припоминание прежде всего базируется на установке, а его общий эффект состоит в оправдании этой установки. То есть припоминание определенных фактов имеет тенденцию подтвердить общую тему. При этом Бартлетт вводит понятие схемы, как объединяющий темы определяющую сущность опыта. Теория схемы играет центральную роль в текущих теориях памяти. Она показывает, что репрезентации информации в памяти не является точным воспроизведением фактов реальной жизни. На самом деле, это всегда сочетание реконструкцию, умозаключения, базирующихся на наших предыдущих знаниях. Отсюда выводится основная формула когнитивной психологии. Если для бихевиоризма такой формулой является стимул-реакция, то в когнитивной психологии, между стимулом и реакцией ставят опыт человека. Именно через опыт человек преломляет всю поступающую к нему информацию и вырабатывает соответствующие ответные реакции.
Таким образом, можно сказать что на возникновение когнитивной революции повлияло ряд факторов, основным из которых конечно является противоречие новых экспериментальных данных и наличие определенных потребностей у людей. Стало ясно, что человек это не просто машина, которая автоматически отвечает на внешние раздражители ответной реакции, а это активный субъект который воспринимает информацию, что-то с ней делает, как то обрабатывает, и затем активно воздействует на внешнюю среду. И начиная с 50-х годов, в психологии снова были включены такие элементы как мышление, воображение, память и другие психические функции. Появились различные метафоры и концептуальной модели того, как можно описывать человеческую психику, но о них мы поговорим с вами позже.
А на этом всё, спасибо за ваше внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.