К основному контенту

Общая психология #1

Всем привет, мы начинаем с вами курс по психологии.
И надо сказать что этот курс соответствует стандартным темам которые преподают в ВУЗах, что возможно поможет кому-нибудь из читателей, а кому-то заложит базис.
Ну что же, настало время узнать как же появилась психология и какие этапы своем развития она прошла.


И чаще всего выделяют четыре основных этапа развития психологии.
Эти четыре этапа характеризуются смены и предмета исследования и методов исследования, а также разными решениями психофизиологической проблемы.

Психофизиологическая проблема - это проблема отношении души и тела. Первый этап в развитии психологии можно назвать наукой о душе, ведь именно так переводится с греческого термин психология.

Наука о душе это донаучный этап развития психологии которая берет свое начало наверное с появлением самой философии, то есть 500 лет до нашей эры. Здесь науки как такого не существовало, а изучением души или нашей психики, занимались философы. Причем все их исследования сводились к умозрительным заключением, а все поведение человека объяснялось велением души. Однако несмотря на отсутствие научных методов, уже тогда стала решаться важнейший вопрос психологии. Где же находится наша душа? И на это существовало 2 ответа. Представители идеализма, такие как Платон,заявляли, что душа это нечто нематериальное существующей отдельно от тела, однако, именно душа является первоначалом и первой причиной нашего поведения. Представители же материализма наоборот считали, что в основе души лежат такие же материальные процессы как и во всем остальном. Собственно тот первый элемент, который философ выбирал для себя основным, например земля, вода, огонь, воздух, являлся и основным строительным материалом для души. Например Гераклит считал что душа это модификация первоэлемента огня, а Демокрит что душа это определенное сцепление атомов. И это стало первым направлением в решении психофизиологической проблемы и носит оно название психофизиологическое взаимодействие, то есть здесь взаимодействие души и тела определяется как то, что душа может воздействовать на
тело хотя и существует отдельно от него. Уже позже на душу смотрят не как на отдельный вид субстанции, а как на продукт нашего организма. Соответственно врачи стали искать держат душа находится в нашем теле. Кто-то полагал что она находится в сердце, кто-то видел ее в животе, а кто-то в других местах. Уже в древности стали появляться философы которые предполагали что душа находится в нашем мозге. Например, таким философом был Гален, но даже он для души отводил ещё печень и сердце. Второй этап развития психологии начинается только с семнадцатого века.

Здесь основным предметом исследования становится сознание человека, а основным методом так называемая интроспекция, то есть наблюдение человеком за самим собой. Начало этого этапа связано с именем Декарта и его дуализмом, который в свою очередь является еще одним решением психофизиологической проблемы. Декарт решил психофизиологическую проблему в русле так называемого психофизиологического параллелизма. Он предполагает, что душа и тело существуют параллельно независимо друг от друга и никакого влияния не друг на друга не оказывают. Из взглядов самого Декарта следует, что для объяснения поведения человека в душе нет никакой необходимости, ведь поведение человека можно объяснить другим важным механизмом, механизмом рефлекторной дуги. Этот механизм предполагает что наше поведение исходит из внешних воздействий, что-то воздействует на наш орган чувств, затем это переносится по нервным трубкам в мозг, а оттуда в двигательный орган. Так и функционирует человек. Таким образом, причины поведения человека по Декарту лежит вне самого человека и определяется внешними факторами, а сознание не играет никакой роли в регуляции поведения. Однако по Декарту только сознание способность созерцать внутреннюю жизнь человека. Таким образом психика была приравнена к сознанию, а на смену психологии души пришла психология сознания, но сознание долгое время трактовалось разными исследователями по-разному, то как божественный дар, то как продукт чувственных представлений. Все же философы сходились в одном, что психика человека доступна для наблюдений только самому человеку и никому другому. И как вы понимаете, такой подход не давал возможности применять научные методы и получать объективные результаты. Ведь нельзя изучать то, к чему доступ есть по сути только у одного человека, у носителя сознания, и практических знаний из этого мы никаким не получим. Третий этап возник из критики данного подхода, его можно назвать наукой о поведении.

Соответственно связано с появлением бихевиоризма, а основным предметом исследования становится поведение человека. Методом исследования становятся наблюдение, но и другим методом исследования который здесь использовался, конечно является эксперимент. Идея психофизиологического параллелизма сменилась на концепцию психофизиологической идентичности, то есть наше поведение стало определяться физиологическими процессами, а психика выступать как продукт нашего мозга. Таким образом, психологам оставалось лишь наблюдать какой стимул рождает какую реакцию, а физиологам изучать физиологические процессы, участвующие в поведении. Но этот подход оказался недостаточно полным для понимания человека. Четвертый этап знаменуется опровержением чисто поведенческого подхода и во многом сюда внесла вклад отечественная школа.

Так например, Ухтомский обнаружил, что мы не всегда на один и тот же стимул получаем одну и ту же реакцию и что наше поведение подчиняется принципу доминанты, то есть наше поведение целенаправлено. Это же мнение было поддержано в последующей теории функциональных систем Анохина. Работа же данных авторов стали прообразами современной когнитивной психологии. Соответственно четвертый этап - это этап изучения закономерностей и механизмов функционирования психики. Здесь возникает многообразие подходов к изучению психики к ее пониманию и многообразие методов исследования. Сама психология превращается в многоотраслевую область, способную обслуживать практические нужды человека. Таким образом, история психологии насчитывает четыре этапа, которые характеризуются различными предметами исследования и методами исследования, а также разными подходами к решению психофизиологической проблемы. Как в начале это было психофизиологическое взаимодействие, где душа может влиять на тело и управлять нашим поведением. Затем психофизиологический параллелизм который постулировал что душа существует параллельно телу и не оказывает никакого влияния на наше поведение. И наконец психофизиологическая идентичность, где психика рассматривается как продукт деятельности организма.

Таким образом психология на сегодняшний день понимается как наука изучающая закономерности и механизма функционирования психики и объединяет она в себе как гуманитарные так и естественно научные подходы. А на этом сегодня всё, спасибо за внимание.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.