К основному контенту

Когнитивная психология #5

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по когнитивной психологии.
Сегодня мы продолжим обсуждать историю когнитивной психологии, в частности то, какое влияние оказали на неё гештальтпсихология и бихевиоризм.


Прошлый раз мы обсудили с вами два направления которые оказали влияние на когнитивную психологию, структурализм и функционализм. Дальнейшее же исследование процессов сознания проводилось в рамках новой психологической школы, в рамках гештальтпсихологии.
И роль гештальтпсихологии была огромной, потому что именно гештальтпсихологическая школа ввела в восприятия принцип системности.


Гештальтпсихологи говорили о том, что нет никакого смысла рассматривать отдельные единицы сознания, как это делали в структурализме, есть смысл рассматривать целостный гештальт, то есть целостную картину восприятия. Так, читая слово, мы не рассматриваем отдельные буквы, для нас слово это целостный гештальт, который если разбить на элементы, потерял бы весь смысл. Также, не имела бы смысл и картина, разбитая на отдельные цвета, краски и геометрические фигуры. Таким образом, наш мозг всегда стремится создать целостную картину восприятия, то есть целостный гештальт. Мгновенно организуя целостную структуру, поступающую извне стимуляцию. Гештальтисты пытались понять, с помощью каких механизмов это происходит. Это заставило их открыть ряд законов образований гештальта. Например закон целостности, закон константности и другие. А законы восприятия открыты в гештальте актуальны по сей день.


Помимо этого, в рамках гештальтистской школы был открыт такой тип научения, как научение инсайта. Такое научение происходит не просто за счет внешних стимулов и реакций, а за счет внутренней реструктуризации проблемной ситуации. Когда организм мгновенно догадывается о каком-то решении, а не просто осваивает его как навык. Такой вид научения не признается многими бихевиористами и сегодня.


При этом гештальтисты полагали, что существует однозначное соответствие между структурой внешнего мира, восприятием и структурами мозга, то есть если мы воспринимаем квадрат, то у нас в мозге происходит активация формы квадрата. Это конечно было неверным предположением, но все же подтолкнуло исследователей к поиску нейрофизиологических оснований психических процессов. Однако это положение, а также желание отказаться от субъективных методов исследований, типа интроспекции и ряд других факторов, таких
как приход Гитлера к власти, привел к достаточно быстрой кончине данной школы.
Место же их занял царствующей в то время бихевиоризм.


Именно бихевиоризм с одной стороны забил последний гвоздь в крышку гроба психологии сознания, а с другой стороны дал ей новое рождение. Классический бихевиоризм в лице Уотсона, Торндайка, Скиннера, отказался от исследования невидимых внутренних процессов, типа восприятие, воображение, мышления, предпочитая этому исследованию внешних наблюдаемых явлений, типа внешних стимулов и поведения, которое эти стимулы вызывает.
Таким образом, вся психология человека была сведена к формуле стимул-реакция. Все же внутренние образование были в лучшем случае сведены к так называемым промежуточным переменным, которые представляли из себя гипотетические образования, которые опосредовали влияние стимул на реакцию. Конечно эти процессы в основном игнорировались в пользу наблюдения за поведением. Данный подход довольно долго остался ведущим в психологической науке, так как позволял получать объективные данные, и более того, предсказывать поведение людей. Однако такое положение вещей длилось недолго, ведь все больше накапливалось противоречивых данных, ясно указывающих на то, что очень часто мы не можем видеть однозначного соответствия между стимулом и реакцией, а ряд типов поведения, которые характерны для человека, вообще не вписываются в форму рефлекса.
Ответ на это был получен уже в рамках необихевиоризма.
Так в 1932 году, задолго до появления когнитивной революции, Эдвард Толмен публикует свою книгу «Целенаправленное поведение у животных и человека».


В этой книге он описал свой эксперимент, в котором он показал, что крысы обучаются не просто рефлексом, а обучаются целенаправленному поведению. Так, своем эксперименте он обучал крыс добираться до еды окольным путем, а потом давал им возможность пройти прямо к пище. По классической теории, крыса должна была следовать своему рефлексам, идти опять же окольным путем, но она шла прямо к еде. Согласно объяснением Толмена, крыса выработала карту своего окружения и воспользовалась ей для поиска съедобного. В последствии эту картину мира назвали когнитивной картой. И отсюда там он создает свою систему целенаправленного бихевиоризма.


По его мнению, организм имеет определенную цель, то есть определенное внутреннее
психическое образование, что совершенно не совместимо с догмами классического бихевиоризма. Ведь поскольку по Толмену любое поведение является целенаправленном, то значит формула стимул-реакция никак не объясняет возникновение этого самого поведения.
Чуть позже Альберт Бандура в рамках на бихевиоризмаизма предлагать свой тип научения, научение путем подражания и моделирования, когда организм обучается опять же, не за счет каких-то реальных действий и реакций, а за счет наблюдения за кем-то, то есть организм каким-то образом сохраняет у себя в сознании модель поведения и пользуется ей. Таким образом, во многом именно бихевиоризм изначально отрицающий внутренние процессы психики стал провозвестником новой когнитивной психологии. Именно здесь была экспериментально продемонстрировано наличие определенных внутренних процессов, которые определяют наше поведение. Именно это привело к когнитивной революции которая разнеслась по миру, но об этом мы поговорим с вами следующей статье!
Спасибо за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.