К основному контенту

Психология поражения и патриотизм

Многие уверены, что успешное и эффективное воспитание может быть осуществлено только на положительных примерах. Так ли это? Зачастую правильная «работа над ошибками», «разбор полетов» дают куда больше, чем опыт без ошибок и победы без поражений.



 Во время своего путешествия по Дании я был крайне удивлен, когда узнал, что исторический мемориал «1864», расположившийся недалеко от города Сеннерборг, посвящен не победе датского оружия, а его поражению. Выяснилось, что в 1864 году 10 тысяч пруссаков разбили нерегулярную армию датчан, примерно трехтысячную, и в результате этой битвы Дания окончательно потеряла Шлезвиг-Гольштейн, который до сих пор по большей части остается немецким.
И вот на месте, казалось бы, печального поражения у датчан появился помпезный мемориал, реконструирующий эту битву. Его посещает большое количество людей, приходит с экскурсиями много детских групп, проводится просмотр фильмов; можно посидеть в окопе, отведать солдатской кухни, получить на память ружейную пулю того времени и многое другое.
Я спросил у знакомого датчанина: нет ли тут противоречия — вы потерпели поражение и теперь так широко его отмечаете. Он сказал: «Не отмечаем, а помним и воспитываем патриотизм». Я попросил разъяснить про «воспитание патриотизма»: «Вы же проиграли в этой битве в пух и прах. Потерпели горькое поражение. Это, скорее, какой-то униженный патриотизм». Мой знакомый улыбнулся и ответил: «Можно проиграть, но не потерять уважения к самому себе, можно проиграть, но ходить с высоко поднятой головой и сохранить чувство собственного достоинства; можно потерять территории, вынужденно подчинившись силе, но оставшуюся, пусть небольшую, часть земли так обустроить, чтобы жить хорошо и счастливо, лучше, чем победители. «Если угодно, — сказал он, — здесь воспитывается даже чувство юмора: нельзя к истории, особенно военных поражений, относиться так серьезно. Мы немного сбиваем пафос, тем самым помогая освобождаться от комплексов».
Для нашей психологии это довольно необычная и даже странная точка зрения: мы вообще стараемся забывать поражения, загонять память о них глубоко в бессознательное, оставляя в сознании лишь место для побед, за ценой которых мы не постоим. Только так воспитывается жертвенный патриотизм.
А еще для нас все же принципиальную роль играет размер: за 50 лет до этой битвы под Сеннерборгом под Бородино погибло около 100 тысяч русских и французов. К слову, для всей западной историографии уход с поля боя после сражения являлся поражением, но мы нарекли Бородинский бой победой, потому что считаем — патриотизм можно воспитывать только на положительных примерах.
Но вот оказалось, что датчане смогли приспособить для этого дела и поражения. И извлекать уроки из него, искать позитив даже там, где канон, казалось бы, требует посыпать голову пеплом и скорбеть. В жизни ведь все пригодится — и горести, и радости, и победы, и поражения. Которые, как известно, «ты сам не должен отличать».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.