К основному контенту

Общая сихология #10. Понятие, структура и функции Я -концепции.

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по общей психологии.
И сегодня мы поговорим о том что такое «Я»-концепция или образ «Я».


Как уже было понятно из предыдущей статьи, где мы обсуждали что такое самосознание, термин «Я»-концепция недостаточно определен в психологии.


С одной стороны, «Я»-концепцию и самосознание часто отождествляют, но с другой стороны «Я»-концепция часто понимается как результат процесса самосознания.
Также будем рассматривать «Я»-концепцию и «Мы», как структурная схема, как образ «Я».
Таким образом, в результате постоянного самосознания, у человека складывается определенный образ самого себя.
Его и можно назвать «Я» образом или «Я»-концепцией.
«Я»-концепции это относительно устойчивая система знаний и представлений индивида о самом себе.


По сути эта система установок индивида по отношению к самому себе на основе которой он выстраивает свое поведение и взаимоотношения с другими людьми, а также оценивает себя и испытывает по этому поводу определенные эмоциональные состояния. «Я»-концепция в результате выступает ядром саморегуляции личности. Всю воспринимаемой информацию индивид как бы преломляет через «Я»-концепцию, как бы используют её как фильтр восприятие, и на этой основе выстраивает свое поведение. «Я»-концепция включает себя следующие компоненты. Во-первых, когнитивная составляющая, это образ «Я» которое включает представление индивида о самом себе,  то есть сюда включаются знания о своих способностях, о своей значимости, о своем социальном статусе, о своих взаимоотношений с другими людьми и так далее. Далее идет эмоционально-оценочной компонент, то есть это самооценка личности основанная на эмоциональной оценки своего «Я». Наконец поведенческая составляющая, которая представляет из себя поведение обусловленное «Я»-концепцией.
«Я»-концепция выполняет три важные функции.

В первую очередь, «Я»-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность личности и устойчивость её поведения. Так например, если новый опыт соотносятся с предыдущим, то мы легко интегрируем его в свой образ «Я», вот если новый опыт расходятся с нашим собственным, то включаются механизмы защиты психики, которые позволяют нам либо отвергнуть этот опыт, либо как-то объяснить его. Этот феномен также называется законом когнитивного диссонанса. Далее «Я»-концепция определяет интерпретацию нашего опыта, то есть она действует как определенный фильтр восприятия, который и определяет как же мы воспримем ту или иную ситуацию. Проходя сквозь этот фильтр ситуация осмысливается, получает значение, соответствующая концепции. Наконец «Я»-концепция является источником ожиданий и регулятором поведения, то есть человек который воспринимает себя как симпатичного, очевидно будет вести себя немного по-другому, чем человек с заниженной самооценкой.


Таким образом, «Я»-концепция или образ «Я», это устойчивая система представлений индивида о самом себе, которая формируется в результате процесса самосознания.
Она состоит из представления индивида о себе, эмоциональной оценки этих представлений и определенного поведения. «Я»-концепция также выступает как регулятор поведения, участвуя в интерпретации нашего опыта и обеспечивая его устойчивость, а с другой стороны участвуя в поведении.
А на этом все, далее мы подробно поговорим об эмоциональном компоненте «Я»-концепции то есть о самооценки личности.
Спасибо за ваше внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.