К основному контенту

Общая психология #8. Понятие, свойства и функции сознания.

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по психологии.
В прошлый раз мы поговорили с вами о развитии психики в филогенезе и закончили на том,
что психика человека отличается определенной вещью, сознанием, и именно о сознании мы будем говорить сегодня.



Сознанием выражается в переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях. С практической точки зрения, сознание выступает как постоянно сменяющаяся череда различных мысленных образов и событий, предстающих перед самим человеком во внутреннем мире. Сознание это высший уровень психического отражения, а также высший уровень саморегуляции присущий только человеку. Однако можно предположить, что близкая к сознанию деятельность может наблюдаться и у схожих живых существ, например у дельфинов обезьян. Тем не менее, психика человека отличается не самой возможностью формирования и протекания образов, но механизмами формирования образа.


Обычно сознание делится на два слоя, это бытийное сознание, включающее в себя свойства движения и чувственные образы, на этом уровне решаются очень важные задачи, так как для любой деятельности необходимо актуализация определенного двигательного и образного материала; рефлексивный уровень сознания включает себя значение и смысл. Значение это содержание общественного сознания принятый человеком. Сюда могут относиться предметные, вербальные значения, технические обозначения, термины. Смысл это субъективное понимание и отношение к ситуации или информации, непонимание связано с трудностью осмысления значения.


Сознание, как и любой другой психический феномен, обладает рядом характеристик.
Во-первых, активность, сознание связано с активностью, с активным воздействием на окружающий мир, во-вторых интенциональность, то есть сознания всегда направлено на какой-то предмет или объект, в третьих рефлексивность, то есть способность к самооценке самонаблюдению, в четвертых обобщенность и отвлеченность, сознание оперирует не реальными объектами, а отвлеченными от реальности. Следующее свойство это целостность. Как правило, сознание психически здорового человека целостно. Однако, при некоторых заболеваниях целостность нарушается, например при шизофрении. Далее идет константность, это относительная устойчивость сознания, вне зависимости от ситуации времени, то есть человек всегда осознает что он это он, даже если ситуация изменилась. Далее идет динамичность, то есть способность сознания к развитию за счет постоянно сменяющихся психических процессов, которые могут закрепляться в определенных свойствах психики.
Далее идет искаженность. Сознание всегда воспринимает реальность в искаженном виде, во-первых из-за того, что часть информации при восприятии теряется, а часть информации искажается под влиянием личных свойств человека. Далее идет индивидуальный характер сознания, у каждого сознания свое, что определяется рядом факторов, в том числе генетических, биологических факторов, воспитание и так далее.
Назовем также функции сознания.


Первое это познавательно или отражательная, заключается она в возможности формировать знания о действительности. Далее идет аккумулятивная функция, то есть сознание помогает человеку накапливать полученную в деятельности знания. Аксиологическая или оценочная функция заключается в возможности оценивать человеком ситуацию или поступки других людей с позиции своих собственных потребностей и интересов. Функция целеполагания заключается в формировании образа желаемого результата. Творческая функция заключается в формировании новых, ранее неизведанных образов и решений. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми за счет различных коммуникативных систем, например за счет языка. Регулятивная функция обеспечивает регуляцию собственного поведения человеком на основе поставленных целей. Таким образом, мы узнали, что сознание это прежде всего способность осознавать, рефлексировать событие внешнего и внутреннего мира,
то есть как бы давать себе отчет о них. Структуру сознания можно поделить на бытийный уровень, который непосредственно участвует в деятельности и на рефлексивный, который позволяет придать деятельности значение и смысл.
Сознание имеет ряд функций и ряд свойств которые мы и разобрали.
А на этом всё, спасибо за ваше внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.