К основному контенту

Общая психология #4

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по психологии и сегодня мы введем понятие психики и поговорим о ее структуре.


Перед тем как говорить о том что такое психика, снова повторим что же такое психология.


Родоначальником термина психология является немецкий философ Христиан Вольф, а родоначальником самой научной психологии считается Вильгельм Вундт, ведь именно он открыл первую психологическую лабораторию. Психология переводится с греческого «наука о душе», но сейчас мы конечно не говорим о душе.
В современном мире душа заменяется на понятие психики.


Поэтому психология это наука о закономерностях функционирования психики, таким образом предметом психологии является психика. Психика - это свойство высокоорганизованной материи, заключающийся в отражении объективного мира и в регуляции на этой основе своего собственного поведения. Из этого определения следует ряд основополагающих заключение о психике. Во-первых, психика обладает не любая живая материя, только та, которая имеет нервную систему; во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать внешний мир, то есть материя обладающая психикой имеет возможность получать
информацию и создавать из нее определенный субъективный образ; в третьих, из получаемой внешней среды информация служит основой для регуляции собственного поведения и адаптации к внешней среде. Необходимо отметить что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений.


Однако наиболее часто встречается деление психических явлений на четыре класса:
это психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.


Психические процессы это динамическая, то есть протекающая во времени отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы  делятся на три категории. К познавательным психическим процессам относятся процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входит ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, представление, мышление и речь.
Благодаря данным процессам человек получает информацию об окружающем мире и о себе.
Эмоциональные психические процессы включают в себя аффекты, эмоции, настроение, чувства и стресс. Они часто выполняют оценочную и побуждающую функцию.
Волевые психические процессы связаны с принятием решений и регуляции собственного поведения. Иногда как самостоятельную группу психических процессов выделяют неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые осуществляются вне контроля сознания. Однако наиболее логично было бы выделить эти процессы в отдельную группу, так как они бывают не только динамическими, но и статическими.


Психическое состояние это относительно устойчивый уровень деятельности, которая определяется пониженной или повышенной активностью субъекта, возникающая под влиянием различных факторов. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, то есть тоже характеризуется протеканием во времени интенсивностью и направленностью. И в свою очередь психические состояния влияют на психические процессы и на деятельность человека в целом, они могут как ускорять, так и тормозить.
К психическим состояниям относятся подъем, бодрость, уныние.



Ну а следующий класс психических явлений это психические свойства личности. Психические свойства - это устойчивые образования характеризующие определенный качественный и количественный уровень поведения и деятельности человека. Психические свойства характеризуются устойчивостью и большим постоянством. К ним относятся направленность личности, способности характера и темперамента. Уровень развития этих свойств определяет индивидуальность человека и его неповторимость.


Наконец, выделяют психические образования, это психические явления, которые человек приобретает в процессе жизненного опыта. Сюда относятся знания, умения, навыки, установки субъекта.


Следует понимать, что явление изучаемой в психологии связано не всегда только с одним человеком, но и с группами людей, поэтому все психические явления происходящие в группе могут быть также разделены на психические процессы, состояния, свойства, образования.
Соответственно дальнейшее наше общение пойдет в русле обсуждения отдельных элементов психики.
Также мы будем говорить и о психике в целом и развитие личности об индивиде.
Спасибо за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.