К основному контенту

Общая психология #2

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по психологии.
Сегодня мы обсудим основные течения и школу в психологии для того чтобы двигаться дальше и разбирать основные теории личности нам необходимо разобрать какие есть течения в психологии.
Я представлю вам свою классификацию школ психологии и из неё выведу уже четыре основных течения психологии и данная статья помимо того, что она является обзором школ, она будет еще и являться кратким историческим обзором появления психологии.

 Первая психологическая школа появилась еще во времена Аристотеля.


Называется она ассоцианизм. Он постулировал, что основным психическим процессом являются ассоциации и открыл 3 их вида по смежности, по сходству и по контрасту.
Например, если я говорю слово "белая", то вам на ум приходит слово "черная". Эта ассоциация по контрасту. Если я говорю "собака", вы можете вспомнить "кошку". Это можно назвать ассоциации по сходству, а если вы нажимаете на выключатель и при этом ждет появление света, то это по сути ассоциация по смежности. Таким образом и объясняются все наши психические процессы. Сейчас наработки ассоциативной школы используются в объяснении например механизмов памяти или в психоанализе при их методе свободных ассоциаций.
После ассоциативной психологии появилась интроспективная психологии или психология сознания.


И свое начало она отсчитывает с деятельности Декарта. Эта школа характеризуется использованием метода интроспекции, то есть методы наблюдений человека за самим собой. Психология сознание делится еще на 2 направления: функционализм и структурализм.
Структурализм предполагает изучение структуры сознания. Например, именно в этой школе изучалась сколько объектов человек может удерживать в сознании за единицу времени, и вначале это цифра была, 3 плюс минус 2, потом уже стало 7, плюс-минус 2.
Основателем школы как и всей научной психологии является Вильгельм Вундт.
Функционализм основал другой великий психолог Уильям Джеймс.
Это направление рассматривать психику не как структуру, а как поток представлений, как поток сознания.
Уже чуть позже появляется вюрцбургская школа, которая изучает мышление и в конце концов гештальтпсихология, которая изучает законы восприятия.


Именно в рамках этой школы была открыта явление инсайта, то есть мгновенное схватывание решение проблемы.
Эта школа была создана в противовес бихевиоризму, которой развивался как раз-таки из-за ассоциативной психологии и являлся отдельной ветвью.


Бихевиоризм настаивал на научных методах изучения, в частности на методе наблюдения и изучал он законы научения.
Экспериментальную основу для бихевиоризма предоставил Иван Петрович Павлов своих экспериментах.
Здесь было открыто классическое обусловливание, а затем и обучение путем подкрепления или дрессировки.
Другим направлением зарождающемся в это же время стал психоанализ.


Психоанализ никогда не строился на научных методах, а строился лишь на высказывания Фрейда.
Психоанализ базируется на представление о существовании определенного вида энергии которая движет человеком, причем каждый
психоаналитик придумывает свой вид энергии и эта энергия базируется в нашем бессознательном. Реализации этой энергии преломляется через определенные инстанции нашей психики. Первая них это супер-эго, которая включает себя нормы и требования которым мы к себе предъявляем и которые предъявляет к нам общество, и 2 это эго,
которая позволяет нам на основе этих требований определенным образом адаптироваться к внешней среде и определенным образом себя вести. Таким образом ид, бессознательное эго и супер-эго является тремя частями нашей психики в психоанализе. Причем каждый из этих частей формируется на разных этапах нашего развития. Ид появляется с рождения, затем появляется эго, затем супер-эго. Этапы на которых появляются эти части по-другому называются стадиями психосексуального развития. Так выделяется оральная и анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии развития. Называются они так потому что на каждой стадии имеется свой специфический способ разрядки энергии и свой основной орган отвечающий за разрядку энергии, то есть например на оральной стадии основным способом удовлетворения потребности для ребенка служит рот. Если индивид неправильно проходит какую-либо из стадий, то он может фиксироваться на том или ином способе удовлетворение потребности и тогда у него образуется например анальный характер. Данная школа также базируется на идее детерминизма, то есть все поведение и все поступки которым мы совершаем сейчас определяются теми значениями которые мы приписываем событиям в прошлом. Значения эти всегда знает психоаналитик, причем знает лучше самого клиента и внушает их в процессе сессии например какое-то воспоминание связанныес отцом может быть про интерпретировано психоаналитиком как эдипов комплекс. В целом, и психоанализ, и бихевиоризм, рассматривают человека как детерминированную систему когда детерминированную машину.
В оппозицию этого подхода появилось другое направление гуманистическое.


Гуманистическое направление воспринимать человека как высшую ценность и приписывает ему свободу выбора. Основной заслугой этой школы является изучение человеческих потребностей. Я думаю все знакомы с так называемой пирамиды Маслоу, ведь именно Маслоу является одним из основателей этого направления. Основной упор в этом направлении делается на так называемую самоактуализирующуюся личность, то есть на человека который свободно реализует свои потребности. Терапевт же нужен только тогда, когда у человека есть какой-то внутренний запрет на реализацию той или иной потребности, например, запрет
который человек принял когда-то от родителей. В рамках этого направлении появились гештальт-терапия, клиентцентрированная терапия, коучинг и многие другие современные направления терапии. В принципе, практически все в том числе и психоанализ и бихевиоральной терапии вбирают в себя основные принципы взаимодействия с клиентом разработанные в гуманистическом направлении. В гуманистическое направление также включают экзистенциальную терапию и иногда трансперсональное направлении, но иногда трансперсональное направлении выделяется отдельно, так что вы можете встретить разные классификации.


Трансперсональная психология направлена на получение трансперсонального опыта и предполагает что такой опыт в принципе существует, то есть например,
трансперсональный психолог может верить что существуют прошлые жизни, или астрал, или что-то такое.
Однако сама терапии в любом случае направлена на катарсис и работает она примерно так же как и любая катарсическая терапия.
Таким образом, мы уже обсудили с вами три основных направления в психологии: это психоанализ, бихевиоризм и гуманистическое направление, но мы пойдем дальше.
Основным научным течением все-таки являлся бихевиоризма, но и он в какой-то момент дал сбой, то есть стали появляться факты что не всегда организм работает по принципу стимул-реакция, и было открыто научение путем моделирования и подорожания.
Стало ясно что между стимулом и реакцией существует промежуточная переменная и так появился необихевиоризм, а за ним и когнитивная психология.




Именно когнитивной психология является на сегодня ведущим направлением психологии.
Она вбирает в себя не только наработки бихевиоризма, но и наработки функциональных школ, гештальтпсихологии и теории систем. В основу когнитивной психологии также легла и генетическая школу Жана Пиаже, например. В когнитивной психологии человек представляется как компьютер перерабатывающий информацию. Соответственно задача направлении описать процессы переработки информации, что обычно изображается в виде таких системных блоков. От когнитивной психологии происходят и многие другие современные направления психологии, в основном это конечно нейрокогнитивные науки.
И наконец есть еще одно направление, о котором я не упомянул, но оно развивалась параллельно с психоанализом и бихевиоризмом, это отечественная психология.


Оно базируется на трудах Леонтьева и Выготского и опирается на разработаное ими понятие деятельности. Это все безусловно моя личная классификация, которую я создал на основе курса по истории психологии, поэтому прям четко так опираться на нее не стоит, стоит читать учебники и слушать лекции, которые вам рассказывают. Существует множество различных школ которые, вообще говоря, не очень вписываются в описанные направления. С другой стороны, вы должны понимать, что например возрастная психология, социальная психология, это не отдельный течение в психологии, это подразделы психологии, то есть на при исследования возрастов в возрастной психологии могут проходить как с позиции психоанализа, так с позиции бихевиоризма, так и с позиции когнитивной психологии.
Кратко резюмируем то что вам нужно знать для экзамена, а вам нужно знать о существовании трех основных школ, во-первых, психоанализ или еще его называют динамическая или глубинная психология. Это направление делает упор на бессознательном и опирается на положение что все наши текущие поступки детерминированы событиями прошлого
и раскрываются какая же причинно-следственная связь связывает эти события в прошлом с текущими поступками. Это направление не является научным так как многие положения психоанализа в принципе недоказуемо. Далее идет гуманистическое направление оно рассматривать человека как высшую ценность и приписывают ему свободу воли. Основное понятие здесь это самоактуализирующаяся личность, то есть человек, который реализует свои потребности. Это направление также не является научным, так как она вообще не предполагает возможность изучения человека и разложение личности на части.
Здесь применяется феноменологический подход, то есть каждый поступок человека рассматривается как уникальный в данной ситуации. Однако принцип данного подхода широко используются в психотерапии. Далее идет поведенческий подход, и сюда включается не только бихевиоризм, но и вся совокупность поведенческих наук и по сути когнитивная психология.
Это единственный из рассмотренных направления которая предполагает объективные исследования психики, хотя конечно здесь современные методы не дают полной свободы для исследователя. Ну и 4 подход, который используется только у нас и странах снг, это деятельностный подход Выготского и Леонтьева. В основе его лежит понятие деятельность, а вся психика преломляется через данное понятие.
Таким образом я попытался ознакомить вас с основными школами и течениями в психологии.
Среди этих течение выделяется психоанализ бихевиоризм и гуманистическое направление, ну а далее мы будем смотреть что же в каждом этих направлений понимается под личностью.
Спасибо за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.