К основному контенту

Когнитивная психология #4

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по когнитивной психологии.
И сегодня мы узнаем какое влияние на когнитивную психологию оказала появление первых психологических школ.


Ко второй половине 19 века психология наконец выделяется в отдельную дисциплину.
Возникает две теории объясняющий репрезентацию знаний, это структурализм и функционализм.
Представители структурализма, такие как Вундт и Титченер, настаивали на важности описания структуры репрезентаций и структуры сознания. Деятели же функционализма, таких как Брентано, настаивали на важности описания именно умственных действий и операций. Мы начнем с вами с первой школы.


Считается, что психология родилась в 1879 году когда Вильгельм Вундт основал свою собственную психологическую лабораторию. Вундт на самом деле уже тогда занимался когнитивной психологией, правда сейчас мы бы то направление скорее отнесли к психологии сознания. Основным методом исследования который использовал Вундт, была интроспекция. Данный метод состоит в том, что натренированые испытуемые в контролируемых условиях эксперимента сообщали о содержании своей психики. Основное утверждение при этом состояло в том, что психическая деятельность хотя и недоступна внешнему наблюдателю, но может быть доступна самонаблюдению. Вундт полагал, что путем интенсивного самонаблюдения можно выявить первичные переживания из которых и образуется мысль.
Таким образом, чтобы создать теорию познания психолог должен объяснить содержание интроспективным отчетов.  Важно было разложить структуру сознания в данную единицу времени.  И отсюда появилось первое исследование количество объектов нашей оперативной памяти. Сейчас всем известно число 7 плюс-минус 2, однако у Вундта это число было другим, это 3 плюс минус 2, именно таким количеством объектов мы можем нормально оперировать в единицу времени. 
Противовес структурализма функционализм рассматривал сознание как поток.


Как поток репрезентации, где намного важнее самих репрезентаций те умственные операции и действия, которые с этими репрезентациями проводятся. Так например для Брентано такими операциями выступала сравнения, суждения и чувствования. Именно их должен изучать психолог, а не статические ненужные репрезентации. Также Уильям Джеймс отдельно оформляет течение функционализма. Главная идея функционализма состоит в том, что данное психическое состояние может быть определено в терминах причинах связей. Так существует зависимость между текущим психическим состоянием, входом, то есть стимулами внешней среды и предыдущими психическими состояниями.  Такой подход предзнаменовал появление когнитивной психологии, ведь как мы с вами узнали, в когнитивной психологии придерживаются той же самой точке зрения.
Когнитивная психология рассматривает непрерывный процесс обработки информации, которая происходит по своим собственным этапам и по своим собственным причинам связи.
Таким образом, 19 век знаменуется наличием двух направлений в психологии, структурализмом и функционализмом.


Первое изучает структуру психики, а второе процесс психики, но оба эти направления непосредственно являются предшественниками когнитивной психологии.
На этом все, спасибо за ваше внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.