К основному контенту

Когнитивная психология #2

Всем привет.
Мы продолжаем наш курс по когнитивной психологии и сегодня мы обсудим какие сферы включает в себя когнитивная наука.

Современная когнитивная психология заимствует знание и данные из 12 областей исследования.


Во-первых, когнитивная нейронаука. Когнитивные нейропсихологи ищут неврологическое объяснение имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты полученные в лаборатории. С этих позиций, любой процесс познания сопровождается и определенной физиологической активностью, в частности активностью мозга, что изучается в данном направлении.


Далее идет психология восприятия. Психология восприятия изучает не только чувствительность к внешним стимулам и сигналам, но и позволяет объяснить процесс обработки этих самых сигналов. Например, если у вас спрашивают как пройти в библиотеку, вам важно воспринять слова говорящего и сложить их в единую картину или образ.

Далее идет сфера распознавания паттерна. Стимулам внешней среды редко воспринимаются как единичные события. Обычно они воспринимаются как целостная картина. То, что мы ощущаем почти всегда есть часть целостного паттерна. Так прохожий в вашем ответе должен разглядеть целостный паттерн и сформировать в ответ на него внутри репрезентацию, когнитивную карту того, как ему дойти до библиотеки и если он сформировал её правильно, то он ее найдет.


Психология внимания занимается тем, что изучает то как человек направляет свое внимание наиболее эффективным образом, а не теряется во всей совокупности внешних раздражителей.


Тесно когнитивная психология связана и с психологией сознания. Обычно сознание определяется как текущая осведомленность о внутренних и внешних процессах.
Это определение довольно спорное и оспаривается многие психологами, однако, при этом, она является и наиболее принятым.


В когнитивную психологию включена и психология памяти. Например, удержание в голове вопросы о том, как пройти в библиотеку относится к краткосрочной памяти, а знания о том, где находится сама библиотека, относится к долгосрочной.


Следующая область это репрезентация знаний. Основой всего человеческого знания является репрезентация этих самых знаний. Как символически представленная информация, как она соотносится с хранящимися в мозгу данными. Эта часть познаний имеет два аспекта, это концептуальная репрезентация информации в сознании и способы хранения и обработки информации в мозге. Именно эта область знания отвечает на то, почему мы настолько по-разному можем интерпретировать одни и те же события.


Далее идет с сфера воображения. В построении тех или иных репрезентаций непосредственно участвует воображение. Именно оно позволяет нам сформировать когнитивную карту того, как нам все-таки дойти до библиотеки.


Язык также является важной сферой для когнитивной психологии. Чтобы правильно ответить на вопрос, нам надо не просто знать где находится библиотека, но и знать сам язык, знать слова и правила построения предложений. Причем, что интересно, высказанное нами предложение может не удовлетворять какого-нибудь учителя русского языка, но оно будет понятно другому человеку. Это говорит о том, что есть иные правила построения и понимания языка, нежели те, которые вы просто изучайте школе. Причем информация передается не просто словами, но еще и невербально, что также является предметом когнитивной психологии.


Далее идет психология развития. Это еще одна область, которая оказала интенсивное влияние на когнитивную психологию. Так в нашем примере мы можем предположить, что двух людей объединяет определенные схожие опыт и развитие, которые позволяют им понимать друг друга. Этот опыт может включать в себя развитие способности генерировать внутренние репрезентации, способность к абстрактному рассуждению и логическому мышлению, ну и конечно, опять же, способность к использованию языка.


Следующая область это мышление и формирование понятий. На протяжении даже маленького разговора люди проявляют способность к мышлению и формированию понятий. Человек слушает ваш ответ,осмысливают его, домысливать ваши фразы, ищет нем противоречия. Как это все происходит и изучается в когнитивной психологии.


Далее идут области изучение человеческого и искусственного интеллекта. Эти две области тесно взаимосвязаны, и как новое открытие в человеческой психологии позволяют усовершенствовать искусственный интеллект, так и наоборот, написание новых программ позволяет понять что-то в человеческой психике.
А мы рассмотрели с вами различные сферы и области когнитивной психологии.
Далее мы будем обсуждать каждую из них отдельно, но перед этим рассмотрим историю развития когнитивной психологии.
На этом все, спасибо за ваше внимание.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Общая психология #9. Понятие и уровни развития самосознания.

Всем привет. Мы продолжаем наш курс по психологии. В прошлый раз мы закончили с вами говорить о том, что такое сознание человека, а теперь поговорим о более высокой форме его развития, о самосознании.

Когнитивная психология #8. Информационная метафора, теория перцептивного цикла и теория фреймов.

Всем привет! Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. И в этой статье мы рассмотрим с вами еще один вариант рассмотрения психики человека, мы обсудим с вами информационную метафору.

Когнитивная психология #10. Метакогниции или как работает наше сознание.

Всем привет. Мы продолжаем с вами курс по когнитивной психологии. Сегодня вы узнаете что же такое метакогнитивные операции.